Сугата Сансиро продолжает тренироваться и развивать свои навыки дзюдо, сражаясь с другими учениками Яно и принимая участие в турнирах. Он становится лучшим из учеников Яно и получает возможность принять участие в схватке с лучшим дзюдоистом страны - Горо Цукадой. В результате тяжелого поединка Сугата побеждает и становится настоящим героем.
Однако, победа на турнире не означает окончание пути Сугаты. Он продолжает развивать свои навыки и становится учителем дзюдо, передавая свои знания и опыт новым поколениям учеников.
Фильм "Легенда о великом мастере дзюдо" является классикой японского кинематографа и по праву считается одним из лучших фильмов о боевых искусствах. В нем затронуты не только технические аспекты дзюдо, но и моральные ценности, которые необходимы для становления настоящего воина. Фильм восхваляет дисциплину, трудолюбие, настойчивость, уважение к старшим и учителям, что делает его уникальным в своем роде.
В целом, фильм "Легенда о великом мастере дзюдо" - это вдохновляющая история о том, как с помощью упорства и трудолюбия можно достичь успеха в жизни. Он заставляет задуматься о том, что для достижения своих целей необходимо не только развивать свои навыки, но и следовать моральным принципам и ценностям.
Рубцов Владигор •
4 августа 2018 в 11:25
Путь
Этот фильм довольно оборванный, поскольку 20 минут вырезано цензурой, однако он крайне интересен с двух точек зрения. Это первый фильм японского режиссера и это один из первых полнометражных фильмов о боевых искусствах в истории кино в целом. А это значит, что именно здесь можно различить основные приемы мастера на, так сказать, начальном уровне. Именно этим я и займусь по мере возможности.
1) Куросава сосредоточен на психологической составляющей. Его интересует не действие, а то, что испытывают герои, и как это влияет на их поступки. Скажем, главный герой был готов к бою с мастером джиу-джитсу, но покушение одной девушки и любовь к другой деморализовывали его раз за разом, не давая приступить к поединку.
2) Психологические моменты отражены через природные явления. Решающее столкновение двух миров, старого и нового в лице двух поединщиков, буря чувств показана бегом перемешанных облаков, черных и белых (что в свою очеред выражает и отношение режиссера к той или иной стороне и окрас эмоций), бурей. Момент очищения разума (важнейший момент боевых искусств и даосизма в целом) — для контраста — одним спокойным белым облаком, либо же раскрытием белого лотоса. Отмечу, что второй вариант вообще невероятно символичен и является прямой отсылкой к классикам даосизма.
3) Использование моментов «статического напряжения». Герои замирают на минуту перед схваткой, медленно сближаются, ритуально кланяются.
Если рассматривать этот фильм, как фильм о боевых искусствах, то, мне кажется, основные его мысли можно выразить примерно так:
Кунг фу — это путь становления человека, один из многих. В случае этого фильма показывается, что Путь познается через отрешение от мирской суеты — не отказ — а умение отбросить ненужное в данный момент.
Человек должен иметь цель, достойную жизни, и даже больше — за которую жизнь можно отдать. Цель, достойную Пути. Цель ставится в холодной голове. Путь познается в покое.
Мальчик становится мужчиной, когда умеет не только видеть, познавать какую-то часть своего Пути, но когда он стоит на нем и готов принимать все, что он ему готовит, а не бежит, или стоит в раздумьях. В частности, поэтому в конце фильма, когда он мог жениться на девушке, и все было взаимно, он вместо этого взял себе время на путешествие по Японии и обдумывание своего места в мире и места рядом с ней, его учитель сказал ему вслед, что несмотря на успехи, Сугата пока еще мальчишка.
Если рассматривать этот фильм, как фильм Куросавы, то его основная задача и мысль проста: познание человеческой натуры в действии и бездействии.
___
И небольшой бонус: заимствования из фильмов сходного направления (все это — мои рассуждения, доказательств, кроме как относительно фильмов Леоне у меня нет)
- реалистичность боевой техники (особенно бросковой): Непобедимый 1983 год.
- сцена финальной схватки в поле: первый фильм трилогии об Ояме Масутацу — Обреченный на одиночество 1975, и позднейший фильм о нем же, Воин ветра 2002.
- противостояние двух школ: Кулак ярости 1972, кулак легенды 1994, Хапкидо 1972 и многие другие.
- сведение к решающему бою насмерть двух лучших представителей двух школ: вышеперечисленные и неисчислимое множество других.
- «статическое напряжение» — вестерны Леоне и все последующие.
- понимание кунг фу как дао — множество основополагающих фильмов о боевых искусствах вплоть до Великого Мастера 2013.
Kinoven1592 •
16 марта 2015 в 17:49
«Сугата Сансиро» (или «Легенда о великом мастере дзюдо») — дебютная работа японского кинорежиссера Акиры Куросавы, оказавшего огромное влияние не только на кинематограф Японии, но и на весь мир. И хотя до этого Куросава уже пытался снимать кино, являясь вторым режиссером фильма «Лошадь» (1941 г.), именно «Гений дзюдо» стал первым самостоятельным проектом для молодого человека.
В основу сюжета картины легла одноименная книга Цунэо Томиты «Сугата Сансиро» о зарождении в Японии школ боевых искусств в стиле дзюдо. В частности, в ней говорится о судьбе молодого деревенского парня по имени Сугата Сансиро, который не просто познал суть философии учения дзюдо, но и добился огромных успехов в практике ведения боя.
На мой взгляд, для дебюта эту работу можно расценивать, как большую удачу. Взявшись за столь необычный материал, Куросава создал превосходный фильм, который не просто раскрывает зрителю что такое дзюдо, и чем этот стиль отличается от джиу-джитсу, но и способен мотивировать любого на преодоление жизненных трудностей (которые не обязательно должны быть связаны со спортом).
Да, фильм не подкупает зрелищностью поединков. Но все же не в этом интерес, как высоко один боец швырнет другого, а в том, какие чувства он при этом испытывает. Поэтому даже ничего не говоря, в одной из ключевых сцен дуэли в поле, соперники все же заставляют зрителя ощутить атмосферу страха и напряжения предстоящей схватки. Собственно говоря, при внимательном разборе сцены можно заметить явное сходство с американскими вестернами (что стало «визитной карточкой» Куросавы).
К большому сожалению, из-за цензурных соображений, фильм пришлось сильно порезать, чтобы выпустить в прокат в разгар Второй Мировой войны. Поэтому более полного варианта «Легенды о великом мастере дзюдо» не существует. Однако несмотря на это, успех был настолько велик, что 2 года спустя Куросава снял продолжение, а в дальнейшем, раз в десятилетие выходили очередные экранизации книги «Сугата Сансиро» (к которым Куросава приложил руку, в качестве продюсера и сценариста).
Так что пусть даже картина получилась не совсем полной, дебют Курасавы в кино нельзя назвать неудачей. Напротив, фильм стал если не шедевром, то, во всяком случае, успешной попыткой показать себя молодому японскому кинорежиссеру — Акире Куросаве.
7 из 10
Кеттариец •
14 июля 2014 в 22:04
Начало
«Ум человеку нужен, чтобы смотреть на вещи под разными углами» (Вай Чун).
Что такое кино? Ответ на этот вопрос не обязательно искать в словаре. Для нас, зрителей, он очевиден. Вернее, он очевиден для каждого из нас. Кто-то скажет: кино — это развлечение, и будет прав. Оно стимулирует воображение, вызывает эмоциональный отклик, играет на тонких струнах нашего настроения. Оно заставляет нас плакать и смеяться, и мы сами ему это позволяем. Другие твёрдо уверенны, что кино — это искусство. Нет, конечно же, далеко не всё. Но то, что можно с уверенностью назвать искусством, способно творить историю, просвещать, провоцировать столкновение мнений, дарить эстетическое наслаждение и вызывать катарсис. Его ещё называют классикой, причисляют к шедеврам и записывают в Золотые фонды.
Но есть и такие, для кого кино, будучи одновременно и развлечением и искусством, становится чем-то большим, чем просто совокупностью творческих усилий многих людей. Для таких зрителей кино — не что иное, как дверь в иную реальность. Добро пожаловать в мой мир.
Следуйте за мной, и я возьму на себя смелость побыть вашим проводником. Для начала закройте на минутку глаза, представьте, что за дверью перед вами совершенно другой мир, отчасти подобный нашему, но со своими неповторимыми особенностями. Это мир чёрно-белого кино и старой Японии, такой, какой она, возможно, была в эпоху Реставрации Мэйдзи. Это мир великого мастера Акиры Куросавы, чем-то напоминающий сон.
Мы попадаем в самое начало этого чёрно-белого сна. Вместе с юношей по имени Сансиро оказываемся в большом городе и отправляемся на поиски школы боевых искусств. Судьба сводит его на дороге, залитой лунным светом, с учителем дзюдо, когда тот вынужден отбиваться от нескольких нападающих разом. Но он выходит победителем из потасовки, и, потрясённый мастерством наставника, юноша напрашивается к нему в ученики. И с того дня вся его жизнь будет неразрывно связана с дзюдо и поиском собственного пути в нём. Два года спустя последовало продолжение, завершившее историю «гения дзюдо». Но «Сугата Сансиро» (оригинальное название) Куросавы был лишь началом. В течение тридцати с лишним лет режиссёры под разными углами рассматривали эту историю. Роман Цунзо Томиты пережил семь экранных воплощений и, вероятно, будет экранизирован ещё не раз.
Заглянем ещё глубже в эту реальность. Так мы окажемся в самом начале творческого пути Акиры Куросавы. Имя этого выдающегося мастера кино знакомо не только эстетам. Его гениальные работы «Семь самураев», «Ран», «Расёмон» и многие другие кажутся неподвластны времени. Их можно и нужно смотреть сейчас, чтобы понимать, откуда берутся истоки некоторых киноприёмов не только современного азиатского кино, но отчасти и мирового. Куросава — это Жорж Мельес Страны восходящего солнца. Но, как и у всякого мастера, у него тоже был свой период обучения. «Гений дзюдо» (или «Легенда о великом мастере дзюдо») медлителен, подчас медитативен. Настолько, что может отпугнуть современного зрителя, привыкшего к динамичному развитию сюжета. Схватки, отмечающие ступени физического и духовного развития героя, поставлены на пределе реалистичности, а это заметно снижает их кинематографическую зрелищность. Отдельные сцены скомканы и не получают должного развития. Учитывая, что режиссёра отстранили от монтажа, существенно сократив хронометраж, сейчас трудно сказать насколько целостным было его творение первоначально. Впрочем, когда речь идёт о картине 43-го года, не так просто определить, в чём заключаются её безусловные недостатки, а когда необходимо делать скидку на время и, в большей мере, на западное восприятие. В более поздних работах Куросава будет использовать многие из тех приёмов, которые он применил в первом фильме, только доведёт их до совершенства.
Как и в любом сне, пласты реальности в этом чёрно-белом мире наслаиваются друг на друга. Сделаем небольшой шаг в сторону и увидим, что «Гений дзюдо» художественными методами рассказывает реальную историю. Мы становимся свидетелями зарождения дзюдо. Дзигоро Кано, основатель этого направления, некогда отошёл от принципов дзю-дзюцу, практиковавшихся в постфеодальной Японии повсеместно. Он сделал мягкость и духовность основами своего пути и навсегда изменил мир боевых искусств. Именно он послужил прототипом наставника, а главный герой фильма списан с его ученика Сайго Сиро.
Сделав шаг в другую сторону, мы увидим, как из фильма Куросавы впоследствии вырастут многие азиатские и западные картины о спортивных единоборствах и самосовершенствовании вставшего на этот путь человека. Будучи по-своему оригинальными, они используют те же приёмы, те же инструменты воздействия на зрителя. «Гений дзюдо» вовсе не гениальный фильм. Просто он находится в самом начале. Там, откуда красными нитями расходятся в стороны многие пути. И это повод для восхищения.
cyberlaw •
22 сентября 2013 в 06:50
Обдумывай тщательно, а действуй решительно (с) Дзигоро Кано
На мой вкус одна из лучших работ Акиры. Все сделано настолько мастерски, будто мудрец неторопливо и лаконично рассказывает нам истории из жизни Сайго Сиро (реальный прототип главного героя фильма), или мы сами, восхищенно перелистываем книгу его историй. Поэтому, картина выстроена как антология отдельных историй про Сайго. Благодаря делению на новеллы, объединенные участием в них главного персонажа, картину смотреть легко и интересно.
Вообще, фильм получился весьма зрелищный и смотрибельный, в особенности для 1943 года. Вполне понятные всем культурам диалоги перемежаются сценами единоборств. Важно, что Куросава выдерживает чувство меры не позволяя себе уйти с головой у спортивные детали.
Например бой с отцом возлюбленной Сайго будет интересен прежде всего психологической составляющей. А в завершающем поединке, неожиданно появятся общие планы, не позволяющие насладиться деталями, но добавляющими потрясающий визуальный колорит. Только представьте, как эффектно смотрятся двое бойцов на фоне колосящегося поля, сильных порывов ветра и очень тревожных облаков.
Вообще, изобразительные решения это львиная доля успеха этой ленты. Если цветок лотоса кажется в сцене с внезапным озарением банальным и лишним, то визуализация облака в момент схватки заслуживает самых высоких оценок. Куросава очень точно сумел «поймать» главное.
Прекрасно подходит для главной роли Сусуму Фудзита, актер который позже много снимался у Акира, но с каждым разом получал все меньшие по значимости роли. Я думаю, что в «Гении дзюдо» у Сусуму решительно все удалось. Он великолепно показал Силу, Смирение и Сомнения.
Так что, я остался о фильме самого высокого мнения. Сложно рассуждать о причинах постановки этой ленты, но очевидно что в один из самых сложных для Японии периодов, японцы были показаны с самой лучшей стороны, преимущественно сквозь призму личности реального персонажа.
Считаю, что фильм входит в число 5—7 лучших фильмов 1943 года, а высокая оценка обусловлена прежде всего сравнением с картинами тех лет (которых я просмотрел не так уж и мало), равно как и сопоставление с «Великим мастером» Вонга Кар-Вая. Я не увидел принципиальной разницы в классе этих лент (разумеется, принимая во внимание различные технические возможности).
9 из 10
Billy Backstain •
17 мая 2012 в 01:37
Долгая ночь в пруду
С первым же фильмом, Куросава проявил свое режиссерское чутье и способность уловить дух времени. Услышав, что писатель Цунэо Томита написал книгу о жизни мастера дзюдо Сугато Сансиро, он немедленно обратился к одному из продюсеров «Тохо» с просьбой приобрести права на экранизацию, а также разрешить поставить фильм. Продюсер сначала захотел просмотреть сценарий, но у Куросавы не было готового материала. Причина была абсурдной — он не прочитал роман так, как книга еще не была издана. Купив первый же экземпляр книги, он как сам выразился, «проглотил ее за один вечер». Адаптированный сценарий был тут же готов. Боссам студии материал понравился и они тут же дали Куросаве зеленый свет. Студия предоставила все необходимые средства и съемки прошли очень гладко, чего не скажешь о дальнейших работах режиссера. Но в конце фильм все же испытал на себе горечь жесткой на то время цензуры. В результате этого 18 мин. фильма были вырезаны (этот материал до сих пор считается утерянным). Несмотря на это, фильм имел большой успех во всех смыслах: финансовый, критический и зрительский.
Картина рассказывает о жизни легендарного Сугато Сансиро — самой известной личности в истории дзюдо. Куросава в своей работе, в довольно манифестационной форме противопоставляет дзюдо, как боевое искусство оборонительного характера, джиу-джитсу, виду спорта, которому были характерны в основном приемы атаки. В фильме устраиваются соревнования между школами этих типов единоборств, с целью избрания кандидата на пост начальника полиции города. В конце побеждает Сугато, и его учитель, будучи представителем школы дзюдо, становится инспектором. Тем самым Куросава ясно дает понять: сила нужна только для обороны! Может в этом и есть секрет успеха фильма?
Фильм был выпущен в 43 г. Разгар II-ой Мировой Войны. Время, когда Япония испытывает на себе всю тяжесть гнева США, за содеянное в Перл Харбор. Страна уже подвергается бомбардировке. Японцы понимают, что эта война неизбежно ведет к поражению. И даже, несмотря на то, что министерство культуры продолжает активно вести пропаганду милитаризма, в подсознании людей происходит разочарование в прежних идеалах. А разочарование в старом невольно подстегивает к поискам нового, к поискам духовного выхода из сложившейся ситуации. Так что данную картину можно рассматривать и как совет, наставления или даже поддержку, которую хотели услышать японские зрители, а заодно и вспомнить чему их учил Гаутама, много веков назад. Несомненно, одна из самых знаменитых сцен фильма, когда главный герой, после упреков учителя за учиненную уличную драку, решает наказать себя и бросается в ледяной пруд, и является ключевым в понимании идеи фильма. Держась руками за деревяшку, он проводит там всю ночь, а на утро замечает, как перед ним раскрывается цветок лотоса. После этого случая Сугато начинает меняться и завоевывает уважение и доверие учителя. Совсем не трудно узреть в цветке лотоса буддийский символ просветления, которого достиг Сугато после подавление свои гордыни, и раскаяния за содеянное. А самое главное, он пускает смирение в свое сердце (не в конформистском смысле этого слова). Теперь, наш герой понимает, что сила нужна для созидания, а не уничтожения. Теперь, он не боится смерти, и готов принять его, если это неизбежно. Эта же истина Истина помогает ему победить своего противника в последней дуэли. Одна ночь в пруду оказалась для него целой школой жизни!
Неужели, это хотели увидеть японцы? Возможно, Японии нужно было просто раскаяться, чтобы превратиться из некогда агрессивного, но отчаянного приверженца школы джиу-джитсу, в благородного дзюдоиста?
Куросава снял не просто фильм с интересным сюжетом, но и красиво, с присущей японцам изяществом, пересказал историю жизни человека второй половины XIX столетия. Пересказал пути его жизни: успехи, промахи, страхи, сомнения и первую любовь. Пусть это история местами недосказана, пусть режиссер еще искал свой стиль, а образы порой выглядели немного наивно, но она светлая, вдохновляющая и возможно… искренняя. Ведь Куросава никогда не любил кривить душой. Никогда!
Monk Iron •
18 июля 2010 в 21:34
Первый полнометражный фильм Акиры Куросавы.
Фильм представляет собой повествование о юноше, который захотел стать мастером дзюдо и о том, какие трудности он при этом испытывал. Эта история о становлении человека как личности и это все показывается через простую до безобразия историю.
Из-за того, что фильм стал жертвой цензуры и очень много сцен было вырезано фильм кажется очень неровным и нам не показан тот самый переломный момент, когда юноша превратился в сильного борца. Да, есть сцена, когда главный герой пробыл много времени в болоте чтобы доказать, чего он стоит и мастер после этого сказал: «В этом пруду родился настоящий боец», но все таки того самого момента, когда герой, переступив через себя, отказавшись от всех радостей и удовольствий стал упорно тренироваться нет, из-за чего впечатления получились довольно смазанный. А в 20-ти минутах вырезанных сцен явно содержались эти кадры, так что проверка цензурой не прошла фильму на пользу. И любовная линия также смотрится лишней из-за того, что между моментом, когда юноша и девушка впервые встретились и моментом, когда они по-настоящему полюбили друг друга нет некоторых сцен, которые могли бы объяснить возникновение чувств между ними.
Надо заметить, что несмотря на простоту повествования в фильме есть несколько сцен, которые несут в себе определенный смысл. Они очень символичны. Например, уже упомянутая сцена сидения главного героя в пруду, когда он увидел редкий цветок, который он принял как знак свыше. Или же финал картины, когда в финальном поединке между героями тучи стали темными и мрачными, словно символизируя, что произойдет что то мрачное.
В общем, не очень ровный фильм Куросавы, но однако посмотреть определенно стоит.
7 из 10
Yakiv Gluck •
17 января 2010 в 00:33
«Когда мой отец увидел тот поединок, он бросил пить.»
«Гений Дзюдо, или Легенда о великом мастере дзюдо» — первая самостоятельная режиссерская работа Акиры Куросавы. Экранизация романа Цунэо Томита «Сугата Сансиро» (в оригинале фильм так и называется). Сейчас говорят, что именно Куросава принес в японский кинематограф западные мотивы. Вернее, что ему это хорошо удалось. Как по мне, то вся эта вестернизация: шляпы, костюмы, полиция… Довольно необычная, смешная Япония. Странное время.
Судить о фильме как о целостной работе очень сложно. Все из-за того, что без ведома автора из лентты было вырезано много сцен. Восстановить изначальную версию не удалось. Безумная и бессмысленная цензура, такие же режимы и такая же война.
Итак, сам фильм… Кино довольно интересное. Присутствует и непривычная для Японии «западная» тема любви. Ну а в центре внимания — путь мастера единоборств. Ну или что-то такое. Из-за «нарезки» видеоряд немножко дерган, а роман я не читал. Иногда нить событий теряется, но в целом все понятно.
К сожалению, кроме основной сюжетной линии вообще мало что показано. Совершенно не понятно, как жил город в те времена, чем занимались в школах единоборств, чем все эти люди зарабатывали на жизнь. Может сложиться впечатление, что японцы только пили и дрались.
Но все-же фильм довольно милый. Куросава старался. Искал себя, свой стиль. Сразу у него ничего шедеврального не получилось.
Вообще тема при непритязательном сюжете довольно интересна на родине. Кино переснимали еще пять раз. Думаю, стоит посмотреть одну из более новых экранизаций, тем более что две из них были сняты по сценарию Куросавы, остальные — ближе к тексту романа, так что можете выбрать.
Смотрите также
ЛегендаChuan shuo
Легенда о ме...
Xian jian si
Легенда о ме...
Qi jin zhao
Легенда о Шэ...
Yu feng xing
Легендарный ...
Densetsu no Heddo Sho
Скрытое очар...
Liu zhou ji
Жемчужная за...
The Story of Pearl Girl
Что еще посмотреть
Блуждающая т...
The Shadow Strays
Коп с чёрным...
Mudosilmugwan
Слепой меч 2Mu zhong wu ren 2
Жестокая вой...
Lie zhan
Служба спасе...
Bangkok Breaking: Fa Narok Mueang Thewada