В фильме "Харакири" 1962 года режиссера Масаки Кобаяши рассказывается история Хансиро Цугумо, бывшего самурая, который приходит в поместье лорда Ии с просьбой совершить харакири. Но это не просто история о самоубийстве, а глубокий и трогательный рассказ о чести, верности и справедливости.
Хансиро Цугумо - это человек, который потерял все: свой дом, свою семью и свой клан. Он бродит по стране, ища место, где мог бы совершить харакири, чтобы сохранить свою честь и достоинство. Наконец, он прибывает в поместье лорда Ии, где происходит основной сюжет фильма.
Члены клана Ии, полагая, что Хансиро просит о милостыне, пытаются заставить его совершить харакири. Но Хансиро не так прост, как они думают, и он рассказывает свою историю, которая заставляет всех задуматься о смысле чести и верности. Он доказывает, что честь не заключается в том, чтобы совершать самоубийство, а в том, чтобы жить согласно своим убеждениям и принципам.
Фильм "Харакири" - это не только история о самураях и их традициях, но и пронзительный рассказ о людях, которые борются за свои убеждения. Он заставляет задуматься о том, что настоящая честь не заключается в том, чтобы следовать традициям, а в том, чтобы жить согласно своему сердцу.
Фильм снят в классическом стиле японского кино, с прекрасной операторской работой и глубокими символическими образами. В нем есть множество красивых и впечатляющих сцен, которые оставят неизгладимое впечатление. "Харакири" - это один из лучших фильмов о самураях, который показывает, что честь и верность - это не только традиции, но и жизненные принципы, которые должны сопровождать нас всю жизнь.
Rob Art •
18 сентября 2019 в 13:54
Харакири в кинематографии это как Секстинская Капелла в живописи
Фильмы делятся на плохие, хорошие, очень хорошие, великие, и лишь очень небольшое число выходит за рамки великих, они принадлежат своей собственной лиге. Таким для меня остался Харакири — фильм наделенный потрясающей и очень редкой мощью, высочайшей артистичностью, трагичностью под стать лучшим Шекспировским пьесам, задевающий глубочайшие струны души, вне времени и места. Харакири в мире кинематографии можно сравнить с Секстинской Капеллой в живописи, настолько он непревзойден.
Фильм захватывает с самых первых кадров, с первых субтитров на канжи, прекрасной кинематографией и угрюмой красотой картин. А затем начинается долгое повествование о судьбе Хаширо Тсугумо, одном из тысяч безработных и безземельных самураев кои во времена мира не имели иного выбора как приспособиться к новому образу жизни, и часто предпочитали ритуальное самоубийство, харакири или сепуку, на землях зажиточных феодалов. Согласно Бушидо, «каждый самурай должен прежде всего всегда, днем и ночью, быть готовым умереть. Это его главная служба».
Харакири иллюстрирует невероятно красивые сцены схваток на саблях, прекрасно схореографированные, хорошо выдержанные по времени, интенсивные, бесподобно запечатленные камерой. Но фильм намного больше этого. Это долгая судебная драма где правда постепенно просачивается сквозь отблески памяти. Зрителям разрешается взглянуть на код самураев вблизи и понять как его искажение может влиять на судьбы отдельных лиц, и народ в целом. Это ли не тема на все времена, с любым строем и правлением. Поэтичный и трагичный, Харакири это фильм с одним из самых беспросветных финалов, который заставляет задуматься о том как вершится история, и как искажаются все исторические события дошедшие до нас, кто писал, пишет и будет писать историю.
Если вы считаете себя ценителем кино, Харакири обязателен к просмотру.
proebi_city •
16 ноября 2018 в 14:55
«я прошу предоставить мне ваш внутренний двор»
Фильм Масаки Кобаяси, который активно занимался съемкой драм на военно-историческую тематику вплоть до 1985 года, но Харакири снятый на экваторе его карьеры, по моему мнению лучшая его работа, в фильме нет лишних элементов, лишних диалогов и даже лишних минут, чтобы отвлечься, потому что ты рискуешь пропустить важный поворот в сюжете и развязка покажется не такой эпичной, какой она предстала мне.
Период Эдо, политика сёгуната Токугава приводит к все более плачевному положению самураев по всей Японии, не выдерживая позора бедности, многие из них решаются на самый отчаянный последний шаг в жизни любого воина, — Харакири. Так и Хансиро Цугумо, запомните это имя, 16 мая 1630 года, казалось бы, загнанный в угол приходит в поместье клана Ии лишь с одной целью. Целью — доказать, что честь воина — это не красивые слова, доспехи и длинная коса, а нечто другое.
Фильм пронизан классическими риторическими диалогами-размышлениями о жизни, трудностях, чести и достоинстве, при этом музыкальное сопровождение и черно-белая картинка добавляют ему колоритности и этой печальной состоятельности, ведь это все же драма о самурае.
«…крестьяне запомнят его как Бамбукового Ронина..», а я навсегда запомню его смех.
gavrilacritic •
19 сентября 2018 в 15:33
Трагедия самурая. Харакири
Картина с первых кадров даёт зрителю понять, что действие будет развиваться очень медленно. Под пугающую музыку знаменитого композитора Тору Такэмицу нам открывается трагичная история жизни самурая Хансиро Цугумо. Произведение мысли Кобаяси помогает нам окунуться в тёмное для самураев время, когда бесстрашные и мужественные воины сталкивались с трудностями, которые невозможно было решить взмахом катаны. Столкнувшись с такими трудностями, Хансиро оказывается перед воротами клана Ии, чтобы совершить ритуал харакири и достойно покинуть этот мир, в котором у него ничего не осталось. Сюжет картины развивается с помощью истории жизни самурая Хансиро, которую он рассказывает советнику клана Ии, пока идут приготовления к ритуалу. Однако вскоре становится понятно, что старый ронин Хансиро пришёл в дом Ии далеко не с целью покончить жизнь самоубийством…
В фильме прекрасно показаны традиции самураев, их отношение к чести и мужеству. Однако режиссёр предлагает зрителю задуматься над тем, насколько слова отличаются от действий, насколько понятие чести далеко от благополучия. Он ставит вопрос ребром: что важнее: жизнь ребенка или душа самурая — его меч?
Примечательность данной картины в том, что персонажи в кадре практически не двигаются и играют исключительно с помощью мимики и голоса. Тем не менее актеры сыграли настолько великолепно, что зритель даже не замечает отсутствие динамики в фильме. Из-за этого концовка накрывает, словно шторм и повергает в ужас.
Фильм является настоящим произведением искусства и обязателен к просмотру любому, кто любит кинематограф, потому что наполнен незабываемой игрой актеров, завораживающими кадрами, чудесным музыкальным сопровождением, а также заставляет зрителя поразмышлять после просмотра.
Миша Семёнов •
15 апреля 2018 в 15:09
Харакири понравился больше, чем 7 самураев.
Фильм, который смотрело не так уж много народу, но он однозначно достоин просмотра и более широкого круга зрителей, чем у него сейчас. Почему же? Да потому что это настоящий фильм, который не смотря, на свой возраст, выглядит и в наше время достаточно свежо. Да, у него своя театральная подача: актёрская игра, пейзажи. Но давайте не забывать о том, что фильм не новый и к тому же чёрно-белый. Мне хочется задать один большой вопрос: где тут боевик? Почему в жанре указан Боевик? Это чистой воды драма, которая затрагивает очень много тем, понятные более мужчинам, нежели женскому полу. Нет, я не говорю о том, что фильм будет непонятный женщинам, скорее всего им не так будет интересно рассматривать все эти темы, как мужской половине.
Сюжет у фильма довольно интересный и занятный, но при этом фильм не теряет своего смысла и даже удивляет твистами, а ещё к этому всему добавляется актёрская игра главного героя, которого смех я запомню и не выкину из головы!
Чёрно-белая картинка всегда играет фильму либо на пользу, либо на вред. Естественно самурайские фильмы чёрно-белая картинка делает своеобразными и идёт понятное дело, что на пользу.
Ещё мне понравилась спокойная такая музыка, не смотря на то, что в фильме вполне приличное количество кровушки. Хотя, для тех, кто видел скандальное кино и все части Пилы- это будет детский сад какой-то!
Однозначно данный фильм стоит посмотреть хотя бы раз в жизни. И пофигу: любите ли вы азиатов или нет, вы должны его глянуть хоть 1 раз в жизни. Это классика, это знать надо (дальше слово из пяти букв). Ибо так сказал Капитан из Зеленого слоника.
Всем приятного просмотра!
8 из 10.
dina7911 •
15 января 2017 в 00:54
Топ 250 марафон. Фильм N227: «Похоже, даже в клане Ию честь самурая — это не больше, чем видимость»
Очень давно в планах было посмотреть этот фильм, так что я рада, что на прошлой неделе он появился в Топе. Рекомендовал когда-то, конечно же, папа, благодаря которому я выросла в любви к самураям, в восхищении их силой духа, в первую очередь.
Вообще Япония очень специфична. И конечно, фильм затрагивает вопросы общечеловеческие, но те, кто не проникнут этой темой, кто не любит это, кто не интересуется этим, может не в полной мере понять, какой это, например, позор, когда самураю отрезают волосы, или как много стоит слово самурая.
Повествование построено так, что нам постепенно, шаг за шагом, раскрывают суть истории, есть некая интрига, которую открывают только к самому концу, поэтому интерес держится на протяжении всего фильма.
Главный герой почему-то с самого начала вызывает только положительные эмоции. Его как-то сразу уважаешь, хотя вообще пока не знаешь ничего. Ну, а уже по ходу истории поражают его острый ум и невероятная смелость.
Я согласна с тем, что ради семьи можно пойти не всё. Я думаю, что нельзя относиться к чести самурая формально. Полагаю, что честь всё-таки не в том, чтобы правильно совершить обряд «харакири», а в том, чтобы защитить свою семью, чего бы это тебе ни стоило. И это в первую очередь, а уже потом всё остальное.
Я понимаю, как для Японии важны их традиции и устои, на них вся страна и держалась по сути, и до сих пор держится, хотя сёгунат давно пал, поэтому, на мой взгляд, Масаки Кобаяси совершил очень смелый шаг, усомнившись в понятии «честь самурая», показав, что честь — это внутри, она не зависит от того, что скажут люди (что почему-то для японцев гиперважно), и она — не что-то формальное.
Ну, а в целом, фильм достойный, заслуживает всех своих наград и места в Топе. А ещё он с головой окунает в культуру и реалии Японии тех времён, что для кого-то типа меня огромный бонус.
7,5 из 10
SupLen •
17 января 2016 в 12:49
Путь война
-Я чувствую… Я чувствую как страх ползет по моему мечу.
Непонятно почему этот фильм получил широкую известность только спустя 50 лет. История, произошедшая в феодальной Японии 17-го века, могла бы снискать популярность у нас гораздо раньше. Сейчас уже многих отпугнет черно-белая картинка и год выпуска фильма. А жаль.
Бывший самурай, а ныне ронин, Ханширо Цугумо приходит в дом клана Ию с просьбой о помощи в проведения ритуала харакири. Древний клан чтит традиции кодекса, и поэтому соглашается помочь Ханширо отправиться в последний путь по всем правилам. Но во время ритуала, Ханширо начинает вдруг тянуть время, рассказывая историю жизни своей семьи. Главный советник дома начинает предчувствовать неладное…
Дальше нельзя без спойлеров ничего написать, так что обойдусь таким синопсисом. Фильм просто пронизан атмосферой древней Японии. Начиная от костюмов, заканчивая декорациями (а декорации ли это?). Длинные сдержанные диалоги. Отлично воссозданное оружие той эпохи. Для любителей этой тематики в кино — этот фильм просто находка.
По сюжету могу сказать одно — есть много фильмов с подобными сюжетными поворотами, но этот стоит особняком среди них. Есть в нем что то такое, что дергает за ниточку в душе. Раскочегаривается фильм недолго. Буквально уже на 15-ой минуте начинается завязка, плавно подводящая нас к главному. Внимательный зритель, скорее всего ближе к середине фильма, в голове свяжет все события воедино и получит концовку. Но лучше этого не делать, а просто наслаждаться происходящим на экране.
6 из 10
MC LOUD •
7 декабря 2015 в 21:31
Мой выбор пал на эту картину из-за высоких оценок и отзывов о ней. Честно говоря, я не совсем хорошо знаком с японским кино и всегда считал его неким своеобразным жанром, доступным далеко не каждому. Однако, интерес из-за высоких мест в хит-парадах перевесил, и я решил ознакомиться с этой лентой.
Перед просмотром я переживал, что фильм окажется «слишком японским», что для того, чтобы полностью понять и прочувствовать атмосферу фильма, нужно будет обладать хотя бы базовыми знаниями о культуре, обычаях и менталитете этого народа в целом. В общем, я оказался в чём-то прав.
Кино, безусловно, затрагивает такие всемирные, не относящиеся к какой-либо отдельной культуре, моральные вещи, как верность делу и своим убеждениям, мужество, семья, дружба. Но, всё-таки, пропитано японской атмосферой, которую надо любить.
Несмотря на то, что большая часть картины повествовательная и развитие сюжета происходит медленно и размерено, а камера вторит этому развитию, также медленно переходя от одного кадра к другому, а порой и просто застывая на одном месте и подолгу не двигаясь, ощущения какой-то скуки не чувствуется. В первую очередь, это заслуга актеров. Им удалось создать действительно яркие (в отличие от картинки — она чёрно-белая) образы, которые запоминаются, и за которыми хочется наблюдать, следить за их мыслями, переживаниями, поступками.
В итоге, хочется сказать, что фильм этот, конечно же, далеко не для всех. Он по-своему сложен, в первую очередь, для визуального восприятия. Лента оказалась интересной, но, лично у меня, увы, желания повторного просмотра не вызывает.
ancox •
13 августа 2015 в 13:51
Истинная храбрость
«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть» (Дайдодзи Юдзан «Начальные основы воинских искусств»).
Мощный, завораживающий фильм о месте и роли мужчины в обществе, об искусственно придуманных смыслах, гордыне и самопожертвовании. «Целый мир не стоит и одной слезы ребенка», утверждал великий русский писатель Федор Достоевский. Как не стоит ее и самурайский меч, мог бы добавить замечательный японский режиссер Масаки Кобаяси.
Мирные времена превратили ронинов в бездомных и безработных бродяг. Один из них является в дом клана Ию, чтобы совершить харакири, избежав позорного для самурая существовании. Ронина принимают за попрошайку и, в качестве наказания, заставляют совершить ритуальное самоубийство собственным мечом, который оказался бамбуковым. Через некоторое время приходит самурай Хансиро Цугумо с подобной просьбой. На этот раз самоуверенные самураи клана Ию сами получат урок поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой.
Работа Масаки Кобаяси — классика японского киношного минимализма. Здесь нет лишних декораций, игры света и тени, пафосной музыки и лишних слов. Каждый жест, каждое изменение мимики или даже взгляда актеров имеет свою причину и смысл. Этот тот случай, когда возникшая пауза способна вызвать дрожь во всем теле.
Самоуспокоенность, ощущение собственной правоты и превосходства часто играют злую шутку. И не важно, о каком обществе и о каких временах идет речь. Именно поэтому «Харакири» — фильм современный и актуальный.
9 из 10
Jezebel_k •
14 июня 2015 в 11:58
Дорога, ведущая к небу
Залив и облако за ним — забытый рисунок сердца. И сразу в памяти всплывают тонкие черты заросшего лица с бездонным омутом уставших глаз, переливы чарующей негромкой речи, уверенная осанка уже немолодого ронина и плавное покачивание хакама от неспешных движений его ног. Цугумо. Человек с этим необычным именем точно проводник в давно ушедшую самурайскую эпоху, вызывавшую восхищение Мельвиля и Джармуша. Как бы ни было тяжело в жизни, такой никогда не променяет свою душу на бамбук. Больше незачем торопиться: дорога выбрала его сама. Осталось лишь вслух произнести два струящихся иероглифа как одно целое и всё будет решено окончательно и бесповоротно. Он мог быть самым счастливым дедом, отцом, тестем, но всё переменилось в тот миг, когда дом Ию, забыв о достоинстве и милосердии, отнял последнюю надежду у его отчаявшегося зятя и вынудил юношу без промедления совершить сэппуку бамбуковым вакидзаси. Формально этикет соблюдён, и, на первый взгляд, Ию не в чем упрекнуть. Но так ли это на самом деле?
Как опоясанные плющом, понятия о чести и мужестве эпохи Эдо слились воедино с моральным разложением японского военного сословия в мирное время, где от былой доблести осталась лишь личина в виде роскошного доспеха. Ожившими картинами суми-ё сменяют друг друга кадры, и каждый последующий проявляет истинный смысл предыдущего. Импрессионистскими штрихами Кобаяси Масаки раскрывает суть священного ритуала, многие годы остававшегося загадкой для всего мира, выписывает оттенки психологических состояний героев, контрасты настроения, отделяет контуры воспоминаний игрой цвета, глубиной его передает суть событий. Композиция может тонуть в чёрном, а в следующий момент в ней преобладают серые тени или присутствует обжигающий белый. Но вместе с тем возникает ощущение наполнения кадра полной палитрой красок, что наделяет повествование раскалённой до предела эмоциональной тональностью. И каждый новый штрих красив, каждый мазок — завершающий. Изобразительный ряд меняется неторопливо и наполнен созерцательностью: все просто и лаконично, некоторые сюжеты повторяются, слова порой заменены образными жестами, как, например, традиционное представление о понятии умереть с честью обозначено движением руки поперёк живота и сопровождается ироничным kore?[это?]. Или безмолвный монолог ронина через скрещенные перед грудью руки, когда под густыми свинцовыми облаками и порывами ветра, безжалостно пригибающего к земле полевые травы, два самурая исполняют завораживающий танец смерти. Скрещение рук Цугумо в бою напоминает чуть наклоненный влево иероглиф дзю — десять, входящий в слова, означающие пересечение дорог. Но здесь путь неизбежно уходит в Небо, ведь символический крест — это ещё и один из способов совершения сэппуку. Видеокамера не просто наблюдатель — она соучастник, действующее лицо. То неожиданно появляется полный сострадания взгляд сверху, то она медленно скользит по горизонтали вдоль застывших фигур самураев, словно ожидая ответа, выискивая его в окаменевших лицах, или торопливо переключает внимание, чтобы успеть принять в свои объятия ронина, истекающего кровью. Нет ни одной случайности. Даже складки самурайского хакама, столь часто выделяемые из общего плана с разных ракурсов, имеют своё значение.
Вместе с Цугумо режиссёр смеётся над самонадеянностью клана, взявшего на себя право вершить чужие судьбы: три пучка отрезанных волос самураев, посмевших нарушить «семь добродетелей» — большего оскорбления придумать невозможно, их репутация утрачена безвозвратно. Символизм уходит корнями в древние традиции, но понятен и интересен даже западному зрителю. В этом смысле Кобаяси напоминает Куросаву. Соблюдая форму лучших образцов жанра, режиссёр, по сути, полностью отвергает всю традицию «самурайского» фильма с его любованием экзотической жестокостью средневековых нравов. Герой остаётся одиноким и свободным, заставляя задуматься, кто же на самом деле является истинным самураем и какие ценности заключаются в этом слове. И это так не похоже на другие дзидайгэки.
cyberlaw •
10 ноября 2014 в 05:19
Масаки Кобаяси — Харакири
Как писал Варлам Шаламов Солженицыну — «съели бы кота». Так и тут — все внимание к сути взаимоотношений, а не к их формальным проявлениям. Не нужно заглядываться на пышные ритуалы. Нет в них смысла. В делах познаются. Равно, как и настоящие мужчины — не смеющие просить, но готовые рискнуть всем, ради любой, даже самой призрачной возможности спасти семью от голода. А все исторические и самурайские подтексты — не более, чем антураж, декорация. В силу этого обстоятельства, фильм оказывается гораздо глубже национальной культурной парадигмы и заставляет каждого зрителя, вне зависимости от его происхождения, расы или вероисповедания задуматься о таких вопросах как голод, ответственность перед семьей, ответственность и милосердие. И вот, самое основное преимущество фильма — возможность такой рефлексии для зрителя.
Можно, наверное пересказывать сюжет и заострять внимание на мастерски продуманной аритмии (скучное начало и блистательный в своей динамике финал). Можно наслаждаться силой духа и правоты, воплощенной в финальном поединке. Можно даже сравнить картину с меркнущим на ее фоне римейком от Такаси Миике. Но это ведь все вторичное. Главное — это то, что Масаки Кобаяси легко и непринужденно показывает нам, что японский кинематограф совсем не тождественнен знаковым именам Акиры и Ясудзиро.
«Кота бы съели…», а над испытывающим нужду самураем просто нагло издевались. Как правдиво и глубоко. Вне временных пределов и территориальных ограничений. Честно. Равно как и вопрос возмездия, строящийся вероятно не подсчете количества трупов, а стремлении сохранить собственное душевное спокойствие и не позволить себе духовно опуститься. Хотя, вопрос по своей спорности еще тот. А посему, нет смысла и вникать в сюжетные детали — каждому свое. Фильм ведь как раз и располагает к внутреннему размышлению. Дорого. Духовно.
10 из 10
vitalik2008 •
28 сентября 2014 в 00:06
«Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая» Кодекс самурая»??? буси-до»
Верность. В этом фильме мы видим верность не только своему господину. Ронины (самурай без господина) показывают верность своей семье, своим принципам и Буси-до (кодексу самурая).
Справедливость. То что ищет главный герой. Его поступками движет желание справедливости. Не получив её он идет до конца.
Мужество. Фильм от начала и до конца наполнен мужеством. С ранних лет, наставник и родственники, при воспитании юного самурая, прививали выносливость, терпение и мужественность.
В фильме Масаки Кобаяси мы видим все эти качества предписанные Буси-до (кодексом самурая). Мотомэ Тидзиива история Мотомэ Тидзиивы расскажет нам о чести. Несмотря на беды, мы убедимся, что харакири не просто вспарывание живота и человек желающий этой смерти должен довести дело до конца. А история Хансиро Цугумо поведает нам о справедливости, которую самурай должен восстановить и о верности своей семье.
Этот фильм — классика мирового кинематографа. Фильм получил Приз жюри Каннского кинофестиваля 1963 года. Да и без фестиваля он бы остался как образец совершенного кино. Сюжет не заставит вас скучать. Саспенс проповедуемый Хичкоком присутствует и тут, при этом мы не знаем в какую сторону пойдет сюжет.
Отдельное слово про музыку. Она тут играет значительную роль. Хотя она не замысловатая, но делает просмотр более выразительным и акцентирует внимание.
Фильм обязателен к просмотру.
10 из 10
tragicomedia •
20 октября 2013 в 12:34
«Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдёт по великому Пути Неба и Земли»
Несмотря на то, что все события происходят в 17 столетии, во время правления сёгуната Токугава, смею предположить, что целью режиссера Масаки Кобаяси был совершенно иной временной период. Он как истинный художник увидел цикличность истории, многовековое дежавю. Но обо всём по порядку.
Начнем с режиссёра. Из его биографии известно, что он, будучи пацифистом по своей сути, прошел простым рядовым через вторую мировую войну. Там он отказывался от всех повышений по службе, мотивируя это протестом против самой войны и её разрушений. В дальнейшем, в своей уже творческой работе он не единожды вернётся к военной тематике, к власть имущим и, прежде всего, к человеческому гуманизму.
Обратимся к истории. Как я уже отметил, период Эдо в Японии является лишь видимым историческим фундаментом в фильме, а вот посыл его гораздо глубже. Дело в том, что сёгунат Токугава или иначе феодальное военное правительство Эдо Бакуфу имеет много общих черт со структурой управления Японии во времена второй мировой войны. Так, несмотря на то, что император в Киото был законным правителем, реальной властью в стране владел сёгунат. И только в ходе реставрации Мэйдзи (падение сёгуната) право управления было официально возвращено императорскому двору. В принципе, аналогичная ситуация была и у императора Японии — Хирохито, к мнению которого в свое время никто не прислушивался, а страна стала военным агрессором, преступником в глазах мирового сообщества. Таким образом, я хочу подвести к тому, что глубинная драматургия фильма простирается гораздо дальше локального конфликта на экране и затрагивает интересы всего народ во все! времена. Но всё это, конечно, косвенно, незримо.
Теперь ближе к фильму. В картине достаточно ключей для разгадки, я назову лишь некоторые. В первую очередь это божество самурайского клана Ию, или, другими словами, чучело на троне. Это место, откуда родом ронин Цугумо и его семья — Хиросима. Это загадочная болезнь дочери и внука — лихорадка от жары, внутреннее сгорание. Это имя внука — Кинго. И т. д. Всё это указывает на 1945 год и императора Хирохито, который отказался от своего божественного статуса и принял позор нации на себя, настояв на капитуляции Японии. Высшее военное руководство тогда выступило против этого решения, старшие офицерские чины и военачальники его армии, следуя традиции самураев, совершили обряд сеппуку.
В своей картине режиссер Масаки Кобаяси сделал переосмысление данного момента. Так, главный герой риторически вопрошает — а не поспешили ли вы с выводами, а была ли у вас честь. И вообще, может ли честь самурая стоять выше человечности. К примеру, об этом говорит и фильм Александра Сокурова «Солнце» — об осознанном бесчестии ради выживания всего народа, или словами ронина Цугумо — меч самурая не стоит и одной жизни ребенка. В своей зоолаборатории император созерцает краба Dorippe granulata, приводя в монологе его японское народное название: «голова самурая», а затем (впервые!) едет по разрушенному Токио на встречу с генералом Мак Артуром. В результате мирных переговоров Хирохито издает рескрипт Нингэн-сэнгэн (декларация императора о его человеческой, а не божественной природе), начиная его текст с исторической Клятвы пяти пунктов императора Мэйдзи. Япония сдается, но он сам при этом остается конституционным монархом и символом единства нации. В глазах большинства император в образе американского комика Чарли Чаплина смешон, и лишь в глазах немногих — мудр. Во время именно его дальнейшего правления происходит коренная трансформация японского общества. К слову, тронное имя императора — Сёва, означает «просвещённый мир».
Таким образом, божество на троне и все действия героев уже нашего фильма обретают многослойный политический подтекст, трактовать который каждый теперь волен по-своему. Вышеизложенной сжатой информации в принципе достаточно, чтобы взглянуть на фильм другими глазами. Ну и чисто эстетическое, визуальное удовольствие вам, конечно, принесет сцена боя ронина Цугумо с вассалом дома Ию — Омодакой. В лучших традициях самурайского кино. И да, смех у актера сыгравшего Цугумо (Тацуя Накадай), незабываемый.
IronWolf12 •
1 июля 2013 в 17:56
Seppuku (1962).
Харакири рассказывает историю об одной семье. История трогательна, немного грустная, а также пугает зрителя убийствами в фильме. Много крови меня тоже спугнуло. И даже очень. Фильм смотрится очень легко и понятно. Ну, почти понятно. я имел ввиду японские имена. Я не мог запомнить их имена и кто из них кто. Хотя это не важно. Сюжет прекрасен, Япония в фильме прекрасна. Я бы хотел жить в Японии в 15—16 веках.
Я могу сказать об этом фильме очень много. Буду немного краток. Фильм — шедевр. Первый японский фильм, который я посмотрел. Конечно, драка в последних минутах фильма немного глупа. Самураи не набрасывались все вместе на Цугумо. Самураи с настоящими мечами боялись ронина с бамбуковым мечом… Но я все равно не считаю это минусом. Это необычно даже. Так что… ставлю высшую оценку. Один из моих любимых фильмов. Спасибо!
10 из 10
kostarf •
10 января 2013 в 00:56
Мужской фильм
Честно говоря, решил это кино посмотреть из-за его хорошего рейтинга и из-за того, что недавно познакомился с творчеством другого знаменитого японского режиссера Акиро Курасавы, которое произвело на меня большое впечатление.
Перед просмотром я немного опасался, что меня ждет все-таки очень японская картина, которую нельзя будет правильно воспринять и понять без глубокого знания культуры, менталитета, обычаев этой нации (в этом плане Курасава — космополит), ведь время повествования — XVII век и фильм про самураев. Но опасения оказались напрасны. На переднем плане в фильме — вечные человеческие вопросы, такие, как в чем заключается мужество, где грани между долгом, честью и совестью.
В фильме показаны очень яркие характеры. Актеры справились с ролями на отлично (на мой субъективный взгляд — так вообще просто великолепно). Сценарий оригинально построен — действие фильма происходит в одном конкретном месте, только рассказ главного героя переносит нас в другое время и в другие места, но большая часть фильма — во дворе одного японского дома. Большая часть фильма — это рассказ главного героя, но при этом, держат в напряжении и сам рассказ и шаткая, меняющаяся обстановка вокруг рассказчика. Работа режиссера, операторов — всё на высшем уровне. Несмотря на ограниченное пространство повествования, фильм очень красивый, в каждом кадре чувствуется стиль, присущий большим режиссерам — картинка всегда отличная.
Стоит также заметить, что данный фильм — мужской. Я не имею ввиду, что женщины его не поймут. Просто тут есть довольно жесткие сцены и затрагиваются все-таки мужские вопросы, фильм-то про мужчин.
Самое главное: моя рецензия скорее всего не произведет на Вас впечатления, а этот фильм точно равнодушным не оставит. Этот фильм не отпустит Вас пописать, не нажав при этом на паузу. Рассказывать и анализировать какие-то аспекты этого фильма — только воздух сотрясать. Надо всё увидеть своими глазами, а то я и так уже многовато рассказал. Это настоящее кино. Большое кино.
Kohane •
14 ноября 2012 в 13:57
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Д. Юдзан
Масаки Кобаяси противоречивая и очень колоритная персона японского кинематографа. Роботы маэстро по большей части раскрывают подлинную историю Страны восходящего солнца. Если для европейского зрителя под «японским кинематографом» привычно видеть цветущие сакуры, раскрашенных гейш и боевые искусства, то фильмы Кобаяси ничего этого вам не преподнесут. У режиссера на этот счет свое собственное мировоззрение, его Япония не ограничивалась конфеткой в цветочной обертке, в первую очередь это была гремучая смесь традиций и устоев, создавших уникальную державу. В своих лентах Кобаяси предпочитал стоить сюжет на конфликте и искать оригинальные вариации его решения. Он выбирал военные и политические темы, но больше всего любил «самурайские» фильмы.
Отношение японской нации к жизни и смерти, существенно различается от европейских мышлений. Поэтому внушенное литературой и западными фильмами священное самоубийство, у Кобаяси совершенно противоположное. Он полностью перевернул наше понимание ритуала, высмеивая строгие уставы бусидо, что наглядно было представлено в картине «Seppuku» 1962 года. Черно-белая лента «Харакири» одна из немногих картин заслуживающая уважения, не только потому, что в своем кармане имеет престижную награду канского фестиваля, ее значения в прямом смысле слова переворачивает устойчивое мнение о самураях.
Сюжет фильма повествует о нелегких временах, когда в Японии самураям павших кланов приходилось бродяжничать и прозябать в нищете, только потому, что их социальный статус не позволял выполнять работу иного рода. Оказавшись в подобной ситуации, каждый уважающий себя самурай мог пойти только по одному направлению — харакири. Если же клану было не выгодно принимать самоубийцу в своем поместье, бедняге предлагали деньги и прогоняли. Вскоре к такому способу заработка примкнули многие ронины, что сильно угнетало положение любого уважающего себя клана. Лишенный всякой надежды и средств на проживание самурай Мотомэ Тидзиива, отправляется к клану Ии, совершить харакири. Священное ритуальное самоубийство тесно переплеталось с кодексом самураев бусидо, и имело свои правила исполнения. Каждый уважающий себя самурай имел право на достойное харакири, было грубостью и невежеством отказать ему в подобной просьбе. Но клан Ии сам опозорил себя, когда наблюдал ничтожную кончину Мотомэ с помощью бамбукового меча. Вслед за ним приходит еще один самурай Хансиро Цугумо, перед расправой он предлагает вассалам и советнику послушать его историю жизни. Вот только это предсмертное бормотание, не жалостная история нелегкой судьбы, намереньем Цугумо было раскрыть и высмеять подлинную сущность клана Ии.
Бунт человеческой души, эту особенность преследовал режиссер, снимая «Харакири». Актуальность этой проблемы, как ни странно продлилась и до наших времен, неспособность реализоваться в жизни, толкает человека на крайности. Каждый из нас переживает собственный шторм эмоций, каждый из нас пытается сломать стереотипы, дабы обрести свободу и независимость, от ложных убеждений предыдущих поколений.
В фильме «Харакири» нет места постановочным дракам и буйным выходкам, здесь отсутствует музыкальное сопровождение и возможно кому-то будет не по душе монотонная черно-белая картинка. Но в этом долгом дискуссионном рассказе и заключается вся суть фильма. «Харакири» запутанный самурайский детектив, проблемы которого кроются в нелегкой истории Цугумо, а решение, тот самый козырь режиссера мастерски обходить давно знакомые нам развязки. Умение режиссера притянуть к экрану зрителя, акцентировать его внимание на проблеме, и подарить напряженный сюжет, вот и весь секрет успеха ленты. С появлением на свет ремейка фильма «Харакири 3D», все чаще убеждаюсь в том, что стремление переснять и получить успех, сводится к обыденному заработку денег. Если вы хотите расширить свой кино обзор в области самурайского кино и увидеть что-то совершенно новое — смело выбирайте оригинальную версию. На личном опыте я неоднократно пересматриваю этой фильм, превосходящий многие ленты, нынешнего времени.
9 из 10
kinomalisa •
24 февраля 2012 в 09:10
Дисгармония Пера и Меча
«Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.» Бусидо
Среди фильмов всех времён и народов есть хорошие, очень хорошие, и даже великие. Но среди них есть всего несколько, которые выходят за рамки любых классификаций. Трудно подобрать слова, чтобы описать их величие и красоту. «Харакири» или «Сэппуку» (1962), созданный японским режиссёром Масаки Кобаяси — один из этих уникальных фильмов. Произведение редкой силы и гуманизма, совершенный с точки зрения постановки, актёрской игры, музыкального сопровождения и захватывающей истории, глубоко трагический, как величайшие пьесы античности и Шекспира, универсальный и вневременной, даже если его место и время действия обозначены, Япония, 1630 год, Эдо период, по словам одного из рецензентов на сайте амазон. сом, «Харакири» для искусства кино — это то же, что росписи потолка Сикстинской Капеллы для живописи — Непревзойденный!
Фильм захватил меня с самого первого кадра, с первых титров, выполненных в совершенной гармонии иероглифов kanji, с необычным будоражущим диссонансным музыкальным сопровождением, с мрачной, притягательной красотой образов и реалий средневековой Японии. А затем началась поразительная история Ханширо Тцугумо (Tatsuya Nakadai), одного из тысяч безработных профессиональных воинов — самураев, потерявших во время войны своего господина и получивших имя — ронин. После гибели его лорда, Тцугомо было приказано не совершать ритуальное самоубийство, но вместо этого, заботиться о дочери, маленьком внуке и зяте, чей отец-самурай совершил харакири, как требовал неписанный кодекс чести самурая, Бусидо. Всегда и во всём, истинный самурай должен был помнить основные заповеди кодекса: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть… Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.»
Масаки Кобаяси, который был страстным пацифистом и пройдя через Вторую Мировую войну, постоянно отказывался от повышений по службе, создал «Харакири» как самурайский и одновременно анти-самурайский фильм. Как и следует ожидать от фильма об эпохе самураев, «Харакири» предлагает мастерски снятые сцены боёв на мечах. Их не так много, но они отличаются изысканной хореографией, выверенным ритмом и невыносимым напряжением. Но это далеко не всё. «Харакири» -это захватывающая судебная драма, где истина раскрывается в сценах -воспоминаниях Ханширо Тцугумо. Зрителю предлагается взглянуть внимательно на благородный свод правил поведения самураев и на то, к каким трагическим последствиям ведут злоупотребления этими правилами в судьбе отдельной личности, семьи и общества в целом. Проникновенный, страстный, поэтический и трагичный фильм завершается одним из самых пессимистичных когда-либо снятых финалов, который заставляет задаться вопросом как делается история, как и кем интерпретируются исторические события и кто принимает ответственность за то, что будет написано в летописях и сохранится для будущих поколений, а что канет бесследно и навсегда в Лету…
Шедевр, один из лучших фильмов когда-либо созданных, «Харакири» заслуживает каждое слово из многочисленных признаний в любви в свой адрес и все награды, которые он получил. Это не в моей натуре навязывать моё мнение окружающим, но если вы называете себя любитель или знаток кино, вы должны посмотреть этот фильм.
10 из 10
Dragon_Lady •
8 мая 2011 в 00:23
Это необычный, очень трогательный и жестокий фильм, отражающий всю суть того таинственного и беспощадного мира. На первый взгляд казалось-бы всё элементарно: вспорол живот, затем отрубили голову и готово, но это совершенно другой случай.
Легендарному Масаки Кобаяси отлично удалось представить зрителю жизнь и традиции самураев, их понятия о чести и ценностях. Присутствует глубокий смысл а не просто тупая резня с кусками мяса в разные стороны или полуобнаженные девицы размахивающие катанами, что так актуально в сегодняшних так называемых «самурайских» боевиках.
Здесь даже саму церемонию сэппуку зритель видит иначе, удается частично прочувствовать какое-то благородство, сакральность, хотя сам по себе этот ритуал страшный и кровавый.
Данный фильм является бесценной классикой жанра и черно-белый вариант здесь тоже играет значительную роль. Уверенна, что будь он цветным, эффективность бы значительно снизилась.
Считаю, что такая классика как «Харакири» даже более чем достойна своего высокого рейтинга и его следует посмотреть всем любителям настоящего кино.
10 из 10
Михалыч •
17 февраля 2011 в 18:34
Бусидо
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
В поместье клана Ию приходит ронин Хансиро Цугумо, его намерения на первый взгляд чисты и благородны — он, отчаявшись в поисках новых хозяев и пропитания, хочет совершить харакири по всем законам этого древнего ритуала. Но члены клана сомневаются в чистоте его помыслов, они рассказывают ему историю, которая случилась незадолго до его прихода — еще один ронин по имени Мотомэ Чизива приходил к ним с аналогичной просьбой, но когда члены клана согласились, он вдруг засомневался и попросил отсрочку. Таким образом они поняли, что Мотомэ не собирался делать харакири у них во дворе, а хотел лишь пустить пыль в глаза главе клана и получить работу или в конце концов выпросить денег на пропитание. Услышав эту историю Хансиро даже бровью не повел и уверил клан в правдивости своего замысла. Тогда наместник продолжил историю и поведал — узнав, о том, что Чизива солгал им, члены клана заставили его под угрозой убийства совершить харакири, причем сделать это бамбуковом мечом — в наказание за ложь Мотомэ умирал в адских муках. Но и эта история не смутила Хансиро…
Так начинается фильм Масаки Кобаяси «Харакири» — трагедия одной семьи и притча об уходящем в небытие сословии. Дальнейшее развитие этого потрясающе виртуозно сконструированного сюжета, который раскрывает все свои тайны постепенно и держит зрителя в напряжении до самого финала, приведет к моральной дилемме довольно широко распространенной в самурайском сословии — что важнее, честь самурая или честь отца, главы семейства? Единого объективного ответа на этот вопрос не существует, но он легко разрешим если опереться на социальное положение решающего — если вы бродячий ронин, выставленный на улицу своим кланом и вам даже нечем прокормить семью, то конечно же честь отца важнее, ну а если вы наместник клана, обеспеченный и ни в чем не нуждающийся, тогда естественно в вашем разуме не возникнет ни малейшего сомнения в непоколебимой важности чести самурая. Режиссер не пытается дать ответа на этот вопрос и не показывает свою позицию, он лишь этот вопрос обозначает и дает зрителю шанс самому определиться. Это моральный посыл фильма. Но есть еще и более глубокий, исторический.
После продолжительного периода раздробленности и гражданских войн, когда самурайское сословие было на подъеме, наступила эпоха сегуната Токугава, объединившего практически все княжества Японии — в это время войн и прочих военных стычек стало гораздо меньше, следовательно многие крупные кланы были распущены и по Японии, в поисках работы и пропитания, разбрелось множество самураев без хозяина — ронинов. Именно в этот период и происходит действие фильма. Картина начинается с кадра, показывающего чучело, которое символизирует память предков и суть всего сословия. Это чучело и становится немым свидетелем предательства чести самурая всем кланом, что свидетельствует о начале упадка и, в конечном итоге, исчезновении всего самурайского сословия. Заглавие «Харакири» — это не только самоубийство Мотомэ Чизива и Хансиро Цугумо, не только трагедия одной из тысяч самурайских семей, но и сэппуку целой эпохи, уходящей в небытие.
Взяв за основу замечательный, практически идеальный сценарий Синобу Хасимото, работавшего над лучшими фильмами самого Куросавы, Кобаяси создал одно из самых значительных кинополотен в истории японского и мирового кинематографа. Фильм, стоящий в одном ряду с самыми выжными работами Одзу, Мидзогути, Осимы, Имамуры и т. д. Фильм, потрясающе снятый и сыгранный отличными актерами, среди которых главную скрипку играет великолепный Тацуя Накадаи. Фильм, берущий под пристальное внимание не только глубокие моральные, но и исторические вопросы.
Spectra62 •
14 декабря 2010 в 17:01
Seppuku — с непросвещенного вида все просто — вспорол брюхо и делов-то, о чем можно повествовать в ленте более двух часов даже трудно представить до начала просмотра. Но Масаки Кобаяси удалось вместить в этот обряд столько разноплановых аспектов культуры и феодального строя древней Японии, что остается только поражаться.
С первых кадров бросается очень качественная операторская работа, передача света-тени блестящая, удачный монтаж в сочетании с отличным сценарием врядли оставят кого равнодушным. Нельзя не отметить главного героя, харизма на высоте, многие моменты одно удовольствие смотреть. Нет игры на камеру, все показанное, как говорится, к месту и по делу. Единственное, что можно занести в минус — это последний бой. Он не то, что странно, а даже скорее нелепо смотрится. Как будто это были не ронины вовсе, и убивать они его вообще не хотели. Может они и реально так могли драться, но у меня по этому поводу возникают смутные сомнения, смягчает обстоятельства то, что показанное все равно было необычно. К тому же, если учесть, что в картине делается уклон на смысловую составляющую, при которой текстовка на очень высоком уровне, то такими мелкими грешками можно пренебречь — главные проблемы драмы жизни были блестяще показаны.
9 из 10
kornvadim •
17 августа 2009 в 14:52
Если вы сделаете то что мне нужно, я сделаю сибе харакири!
Необычный фильм. Смотрелся легко и приятно. В принципе, в те года отсутствующей конкуренции каждый фильм — шедевр! Но даже сейчас данный фильм смотрится с большим интересом.
В картине много разговорных сцен, чуть меньше баталий. Наделен красотой окружающего мира. Хоть картина и черно-белая, все равно красиво!
Что еще посмотреть
Скрытый клин...
Wu ming
ПровокацияZhao re
Бандитская п...
Dojeok: kalui sori
Молодой Кита...
Zhong guo qing nian: wo he wo de qing chun